Влияние шума на здоровье человека

Влияние шума на организм человека, прежде всего, отражается на нашей сердечнососудистой системе — шум способен изменить частоту сердечных сокращений и повысить или понизить артериальное давление. Частота воздействия и уровни шума напрямую влияют на заболеваемость центральной нервной системы. Также проживание в городских условиях от 10-ти и более лет приводит к риску возникновения гипертонии и ишемии сердца. Постоянное воздействие шума может стать причиной даже таких болезней как гастрит и язва, поскольку раздражение различными звуками способно нарушить моторную и секреторную функции желудка.

Особенно важно обратить внимание на влияние шума на организм детей. Многие родители уверены, что на малышей и подростков различные шумы не действуют. Это глубокое заблуждение.

Факторы влияния шума на организм детей:

1. Дети, которые подвергаются систематическому шумовому воздействию мощностью от 68дБ и более, рискуют получить нарушения вегетативной нервной системы. Такие как ускорение реакции обмена веществ, ухудшение кровоснабжения кожного покрова и усиление напряжения мышц.

2. Подростки, которые большую часть времени находятся под шумовым воздействием, намного быстрее теряют концентрацию внимания и не справляются с решением задач на развитие мышления.

3. При воздействии шума в течение дня, дети быстрее устают, становятся невнимательными, с трудом могут сосредоточиться и имеют трудности при обучении чтению. Причина этого кроется в том, что шум перекрывает «внутреннюю» речь ребенка.

В отдельных отраслях производства применительно к профессиям нормирование ведется с учетом категории тяжести и напряженности. При этом выделяют степени тяжести и напряженности, учитывая эргономические критерии:

1) динамическую и статическую мышечную нагрузку;

2) нервную нагрузку — напряжение внимания, плотность сигналов или сообщений в течение 1 ч, эмоциональное напряжение, сменность;

3) напряжение анализаторной функции — зрение, объем оперативной памяти, т. е. число элементов, подлежащих запоминанию в течение 2 ч и более, интеллектуальное напряжение, монотонность работы.

Степень потери слуха устанавливается по величине потери слуха на речевых частотах, т. е. по частоте 500,

1000 и 2000 Гц и на профессиональной частоте 4000 Гц.

При этом выделяют 3 степени снижения слуха:

1) легкое снижение — на речевых частотах снижение

слуха происходит на 10—20 дБ, а на профессиональных — на 60 ± 20 дБ;

2) умеренное снижение — на речевых частотах снижение слуха на 21—30 дБ, а на профессиональных —

3) значительное снижение — соответственно на 31 дБ и более, а на профессиональных частотах на 70 ±

Результатом многолетних клинических наблюдений и обследований больших групп людей различных специальностей, связанных с воздействием интенсивного шума, позволяют считать шумовую болезнь самостоятельной формой профессиональной патологии.

Шумовая болезнь — это общее заболевание организма с преимущественным поражением органа слуха, центральной нервной и сердечнососудистой систем, развивающееся при длительном воздействии интенсивного шума.

Клинические проявления шумовой болезни могут быть подразделены на специфические, возникающие в органе слуха, и не специфические — в различных органах и системах организма, причем изменения нервной системы могут предшествовать патологии органа слуха. Шумовая болезнь характеризуется сочетанием различных клинических симптомов с неодинаковой степенью выраженности. Исследования показали, что у рабочих «шумовых» профессий на ранних стадиях заболевания нейродинамические и нейроциркуляторные изменения преобладают над частотой кохлеарных невритов. С увеличением стажа работы чаще диагностируется нарушения нервной и сердечнососудистой системы при продолжающемся ухудшении слуха.

В работах по клинике шумовой болезни отмечается однотипность субъективных симптомов. При обследовании рабочие, подвергающиеся воздействию шума, предъявляют, как правило, жалобы на раздражительность, головные боли, сонливость, повышенную утомляемость, плохой сон, головокружения, причем жалобы на снижение слуха присоединяются позднее. К объективным симптомам шумовой болезни относят, прежде всего, невротические, свидетельствующие о функциональных нарушениях нервной системы, снижение или повышение сухожильно-периостальных рефлексов на руках и ногах, тремор пальцев вытянутых рук, пошатывание в позе Ромберга. Наряду с этим отмечают выраженные вегетативные симптомы: нарушаются процессы терморегуляции и терморегуляционный процесс по Щербаку, изменяется топография температуры кожи по типу «температурной мозаики», яркий, стойкий дермографизм. Выявляются отклонения от нормы, как в частоте пульса, так и в динамике артериального давления, свидетельствующие о дисфункции вегетативной нервной системы с преобладанием тонуса симпатического или парасимпатического её отдела. Такие болезни, как гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, чаще всего встречаются у людей, живущих или работающих в шумной обстановке. Шумовые явления обладают свойством кумуляции: накапливаясь в организме, они все больше и сильнее угнетают нервную систему.

В некоторых странах, делаются попытки использовать шум как анестезирующее средство. В США некоторые хирурги-стоматологи используют шумовую анестезию следующим образом: больному надевают на голову специальный шлем с наушниками, а в руки дают небольшой прибор — пульт управления. В начале больной слышит музыку, которая с первых же минут успокаивает, снимает нервное напряжение, всегда сопутствующее визиту к зубному врачу. Почувствовав боль, пациент переключает рычаг прибора, и в его ушах звучит шум водопада, записанный на пленку. Боль, как правило, сразу проходит. Если она все же «пробивается» сквозь звук, нужно увеличить громкость звучания. Этот метод, вернее результат свидетельствует о парализующей силе шума. И если бы человек, только что испытавший на себе метод шумовой анестезии, был, подвергнут тщательному медицинскому обследованию, то, безусловно, оказалось бы, что его здоровью нанесен ущерб.

1 Kомментарий

  1. при воздействии шума в течение дня, дети быстрее устают, становятся невнимательными, с трудом могут сосредоточиться и имеют трудности при обучении чтению. Причина этого кроется в том, что шум перекрывает «внутреннюю» речь ребенка.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*