Упражнения для развития памяти школьников

В психологии память определяется как способность запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Существует множество различных классификаций и видов памяти. В данной статье будут рассматриваться две классификации памяти:

  • В зависимости от механизма запоминания выделяют механическую и логическую (смысловую) память. Механическая память предполагает запоминание за счет многократных повторений материала без его осмысления. Как правило, мы используем механическую память, например, чтобы запомнить номер телефона, адрес, т.е. информацию не имеющую смысловой связи. Высокий уровень развития механической памяти является важным фактором успешного обучения у младших школьников. Смысловую память мы используем при запоминании любого материала имеющего логичную последовательность и определенную структуру. Смысловая память предполагает работу мышления и активное преобразование (осмысление) запоминаемого материала, а также установление связей между новой информацией и уже имеющимся опытом.

Стоит сказать, что механизм запоминания (как механической, так и смысловой памяти) заключается в образовании связей между информацией знаемой и той, которая подлежит запоминанию. Например, при изучении алфавита у ребенка должна закрепится связь между графическим образом буквы (новая информация), звуком (старая), а также движениями артикуляторного аппарата (частично новая, т.к. раньше при говорении ребенок не выделял отдельный звук слова), участвующими в произношении конкретного звука. При механической памяти связь образуется и закрепляется при многократном повторении. Тогда как при смысловой памяти образование и закрепление связей идет за счет осмысления информации (активного преобразования), в результате новая информация как бы наслаивается на опыт (ранее усвоенную информацию).

  • В зависимости от канала восприятия используемого для запоминания, механическая и смысловая память делятся на: зрительную, слуховую, кинестетическую (двигательную). По возможности лучше задействовать все, так связь образуется быстрее, а ее прочность будет выше. Например, если ребенку трудно удается учить стихи, предложите ему нарисовать каждое слово, а затем при повторении показывать каждое слово движениями. В этом случае зубрежка стиха будет происходить на всех каналах восприятия.

Теперь давайте разберем упражнения с помощью которых можно развить механическую и смысловую память различных модальностей.

Упражнения для развития механической зрительной памяти:

  • Расставьте перед ребенком игрушки и попросите его запомнить как они расположены. Затем попросите его закрыть глаза (отвернуться) и поменяйте некоторых из них местами и т.д. по усложнению.
  • Игра «найди пару» – разложите две группы карточек перед ребенком рубашкой вверх. В каждой группе должно быть по одной одинаковой карте. Ход игры: ребенок открывает одну карту в первой группе и одну карту во второй, если карты одинаковые он их забирает, если нет, то кладет обратно рубашкой вверх. Задача ребенка найти все пары одинаковых карт. В эту игру можно внести элемент соревнования – Вы с ребенком по очереди открываете карты, кто соберет больше пар – победил. Для этой игры может подойти обычная колода карт, выберите только пары и разложите их по разным группам.
  • Покажите ребенку картинку и попросите его по памяти ее нарисовать. В качестве изображения подберите наложенные или соединенные геометрические фигуры, могут подойти и иероглифы. Можно несколько раз предъявлять изображение, после начала рисования. При многократном повторении такого упражнения у ребенка будет развиваться также зрительный анализ и внимание.

Упражнения для развития механической слуховой памяти:

  • Поиграйте с ребенком в ассоциации или «города», но при этом каждый участник должен повторить все сказанные слова, а затем назвать новое.
  • Назовите ребенку 8-10 слов и попросите их запомнить, а после хлопнуть, когда он услышит их при чтении Вами рассказа.
  • Назовите ребенку 8-10 слов, а через 5 секунд назовите те же слова, изменив одно слово на другое. Спросите ребенка, какое слово новое, а какое названо не было.
  • Назовите ребенку 5 слов. Затем назовите те же, но в другом порядке. Попросите ребенка вспомнить порядок слов при первом предъявлении.

Упражнения для развития механической двигательной памяти:

  • Предложите ребенку повторить серию движений за вами.
  • Предложите ребенку повторить серию движений за вами, но в обратной последовательности.

Упражнения для развития смысловой зрительной памяти:

  • Попросите ребенка придумать и нарисовать картинку к каждому слову (предложению) рассказа. Затем попросите по этим картинкам пересказать рассказ.
  • Попросите ребенка выделить в тексте главное. Составить план рассказа. А к главной мысли рассказа нарисовать картинку. Если ребенку тяжело создавать план, тогда попросите его придумать к рассказу вопросы, на первоначальном этапе они могут выступить пунктами плана.
  • Предложите ребенку запомнить 10-15 слов используя следующую мнемотехнику. Нужно представить, что все слова расположены в комнате ребенка и «прикреплены» к каждому предмету в комнате, начиная справа от двери. Например: слово «мёд», первый предмет справа от двери «картина», ребенок может представить «картину из меда» или что-то другое и т.д. Затем, чтобы вспомнить предъявляемые Вами слова ребенку будет достаточно вспомнить свою комнату и последовательность предметов, располагающихся справа от двери. Эффективность этой мнемотехники связана с тем, что человек создает искусственную связь между старой информацией (интерьером комнаты) и новой (предъявляемыми словами).

Упражнения для развития смысловой слуховой памяти:

  • Попросите ребенка запомнить слова, которые Вы будете ему читать (подберите ему знакомые слова – 8-15). Чтобы он лучше запомнил, предложите составить из них рассказ, он может получится странным, это не так важно. Хорошо если рассказ получится веселым, положительные эмоции хорошо влияют на запоминание. Например, к словам: хлеб, кит, кот, гора. Ребенок вполне может составить такое предложение: «Кот поплыл на ките за хлебом к горе». Так происходит осмысление – образование искусственной связи между информацией, которая сама по себе не имеет логической связи.
  • Предложите ребенку запомнить слова используя рифмы. К каждому предложенному Вами слову ребенок вслух подбирает рифму. Это может быть совершенно простой рифмой или хорошим стихом.

К сожалению, в моем репертуаре нет упражнений на развитие смысловой двигательной памяти отдельно от других видов памяти.

Несмотря на кажущуюся привлекательность развития смысловой памяти по сравнению с механической, стоит сказать, что именно механическая память играет большую роль в начале обучения. Тогда как смысловая память начинает играть ведущую роль в средних классах.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*