Тестирование детей: нужно ли оно

Тестирование детей: нужно ли оноПо мнению мам, тестовая проверка не только далека от критерия объективности, но и в некоторой степени порочна и безнравственна. Вот что нам написала Марина П.: «Мы планировали, тщательно и целенаправленно готовили ребенка и были уверены в том, что сын поступит в школу с математическим уклоном. Этого хотел и сам мальчик. У него незаурядные математические способности. Воспитанием и обучением Вани в основном занимается дедушка, доцент, преподаватель университета. Поэтому у меня не было никаких серьезных опасений по поводу готовности мальчика учиться в специализированной школе. Но произошло нечто неожиданное и ужасное. После тестирования учитель и психолог сообщили мне, что ребенок не будет обучаться в их заведении, так как его психологическая готовность и общее развитие не отвечают их требованиям. Самое неприятное состоит в том, что в присутствии Вани было сказано, что, хотя он и справился с математическими заданиями, но все остальные тесты «запорол», «сидел и ловил ворон», «мямлил что-то себе под нос», «рисовал каракули», «бессвязно бормотал», «двух слов связать не мог», «элементарного не понимал». Эти и даже более неприятные слова и фразы я и мальчик выслушивали в течение нескольких минут. Дома ребенок расплакался, замкнулся, ни с кем не хотел общаться и заявил, что вообще ни в какую школу больше не пойдет, потому что ненавидит все эти тесты. Позже я узнала: поскольку будет набран всего один первый класс, все места в нем заранее распределены и заняты детьми «нужных» людей. Так называемое тестирование проводили, чтобы просто создать видимость объективной оценки потенциальных учеников».

Как и всякий инструмент, тест — вещь объективная. Нет на свете добрых и злых методов и подходов, нет этичных или неэтичных приемов и методик. Хорошее и дурное в применении любых «орудий» определяется мотивацией людей, проводящих исследование. Хорошее лежит в душах мастеров, владеющих инструментом и непременно учитывающих данные тестирования в повседневной практической работе. Дурное гнездится в умах и сердцах тех, кто пытается манипулировать результатами тестирования. Непрофессионалы слишком многое понимают буквально, поэтому используют тестовую информацию как орудие. Опытный специалист, применяя предлагаемые эффективные тестовые методики, ни на миг не забывает о необходимости оберегать ребенка от избыточной информации о нем самом. Язык человеческий сложен и неоднозначен. Поэтому не переработанная, не гармонизированная, не оформленная в соответствии с особенностями восприятия ребенка информация порой оказывается не просто обижающей его, но и губительной. Люди вообще и дети в частности не нуждаются в том, чтобы их «разоблачали». Они нуждаются в помощи, ищут поддержки и стремятся к обретению понимания — в этом многие тесты становятся незаменимыми союзниками.

Реалии наших дней: тестируют не только воспитанников детских садов, будущих школьников, но и учеников, абитуриентов, студентов и аспирантов. Всегда тестируют людей с образованием, желающих занять вакантные должности. Поэтому отнеситесь к использованию тестовой методики со всей серьезностью и осмотрительностью: почитайте соответствующую педагогическую и психологическую литературу, приобретите книги с диагностическими, обучающими, развивающими тестами. После этого вы сможете и сами составлять простейшие тесты. Ищите профессиональные толкования результатов тестирования, пробуйте новые подходы, накапливайте опыт наблюдений, чтобы внести свой вклад в развитие будущего школьника. Подружитесь с тестами, относитесь к ним с уважением и прививайте такое же отношение ребенку. Тогда и для малыша тест станет инструментом обучения.

Во-первых, чтобы определить, насколько уровень развития ребенка соответствует нормам, характерным для детей данного возраста. Во-вторых, чтобы выявить особенности развития ребенка, его индивидуальные способности. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, какие-то — не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения. С помощью тестов можно определить «слабые места» и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг дошкольника.

В-третьих, тесты могут быть очень полезны для того, чтобы оценить эффективность средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка. И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с тестами, чтобы они были готовы к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения и растерянности, чувствовать себя уверенней. Ниже даются примеры простейших тестов.

Ответь на вопросы (оценка словесно-логического мышления)

  1. Какое из животных больше -лошадь или собака?
  2. Утром люди завтракают. А вечером что делают?
  3. Днем на улице светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава?
  5. Черешня, груши, сливы, яблоки… — это что?
  6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
  7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
  8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
  9. Маленькая корова — теленок. Маленькая собака -? Маленькая овечка — это…?
  10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?
  11. Для чего автомобилю тормоза?
  12. Чем похожи молоток и топор?
  13. Что общего между белкой и кошкой?
  14. Чем отличаются друг от друга гвоздь и шуруп?
  15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
  16. Какие ты знаешь виды транспорта?
  17. Чем отличается старый человек от молодого?
  18. Для чего люди занимаются спортом?
  19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
  20. Для чего необходимо платить за проезд в транспорте?

При анализе ответов ребенка правильными считаются те, которые разумны, на которые был дан пространный ответ и которые отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления — ребенок ответил правильно и осмысленно на 15-16 вопросов из предложенных двадцати.

Запомни картинки (оценка кратковременной зрительной памяти). Покажите ребенку по очереди десять картинок (карточек), на каждой из которых изображен знакомый ему предмет. Время демонстрации каждой — до двух секунд. Попросите малыша назвать предметы, которые он сумел запомнить. Учитывается количество предметов, запомненных и названных ребенком, — порядок перечисления не имеет значения. Повторы, как и названия предметов, которых на картинках не было, не учитываются. Обычно ребенок шести-семи лет воспроизводит в памяти семь-восемь предметов из десяти.

Запомни слова (оценка кратковременной слуховой памяти). Прочитайте ребенку десять слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Попросите повторить слова, которые он запомнил — в любом порядке. Ребенок шести-семи лет повторяет пять-шесть слов. Это показатель хорошей слуховой памяти.

Запомни фразы (оценка СМЫСЛОВОЙ памяти). Прочитайте ребенку несколько простых фраз: осенью идут дожди; дети любят играть; в саду растут яблони и груши; в небе летит самолет; мальчик помогает своей бабушке. Попросите повторить те, которые он запомнил. Главное — передать смысл каждой, дословно повторять не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог выполнить задание, прочитайте еще раз. Дети шести-семи лет обычно справляются с заданием со второй попытки.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*