Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Другой вариант этой потешки:

Ты воды не носил,

Тебе ничего нет!

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Приводим два блока заданий: первый — это работа с пальчиками; второй -это работа со счетными палочками, спичками.

В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). При хорошей фантазии родителей можно придумывать и

рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Во втором блоке со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.).

Скачать и распечатать картинки с пальчиковыми играми

Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах

ЗНАКОМСТВО СО СЧЕТОМ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ

1. Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

2. Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то

сосчитать палочки каждого цвета.

3. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет

(сколько треугольников, квадратиков).

4. Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку.

5. Самому придумать и сложить фигурку.

Дом стоит с трубой и

На балкон гулять я

Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихахОчки

И внучонка разглядела.

Я в руке — флажок держу

И ребятам им машу.

Оставляя на воде колечки.

Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихахПароход

И пыхтит он, словно печка

Вот вам стул на удивленье.

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихахСтол

Сверху крышка, как ладошка.

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихахГрабли

Я их граблями смету.

И цепочку получаем.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел —

Стал он тонкий и худой.

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Есть и шейка , есть и хвостик.

Чтобы лучше слышать

мышь в ее норушке.

и мизинец подняты вверх.

И бумажкой все шуршит.

упираются в большой. Указательный и мизинец

согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Спрятался зайчишка в норке.

И ударил трам — трам — трам.

Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихахЛошадка

Бьет копытами игриво.

палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

И ушами шевелит.

изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Может забодать она.

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Гребешок он чистит лапкой.

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо.

Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах

И укусят осы, если захотят.

И усами шевелит.

и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

где она взяла зерно.

Выставив свою клешню.

сначала в одну сторону, затем в другую.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным,

а с другой — указательным и большим. Шевелить средним

пальцем. Качаем всей кистью.

Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихахДерево

А листья на ветках зеленого цвета.

друг к другу. Пальцы растопырены

и подняты вверх. Шевелить кистями

цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.

И кричит бу — бу — бу — бу.

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

У треугольника три

И они могут быть

У кубика много равных сторон.

Можно построить из кубиков дом.

Трапеция больше на крышу похожа.

Юбку рисуют трапецией тоже.

Взять треугольник и верх удалить

Трапецию можно и так получить.

Очки помогают книгу читать,

Писать, рисовать, готовить, вязать.

Мельница крыльями машет вдали.

Будет мука, чтоб пирог испекли.

Крыльями бабочка машет, летает

С цветка на цветок нектар собирает.

Прямоугольник квадрата длиннее.

Фигура попроще, рисуем смелее.

Звезды нам с небес сияют

Ночью путь нам освещают

Рыбка плавает в воде,

В руки я флажок возьму

И на праздник с ним пойду.

Жук по зеленой травке

Дойдет до конца и упадет.

Лодка у берега речки стоит,

С лодки рыбак рыбу удит.

Мост построим через реку

Для машин и человека.

Я состроил рожицу в зеркале себе,

Рожица смешною показалась мне.

Машина по улицам мчится

Из-под колес пыль клубится.

В комнате нашей большое окно,

Вижу лужайку я из него.

В небо ракета стрелою взлетела,

В ней космонавт сидит, сильный и смелый.

Пароход большой плывет,

Капитан его ведет.

Танк на войне боевая машина,

Сильная, смелая, несокрушимая.

Как высоко качели взлетают

И ребятишек веселых качают.

Лопаткой я песок копаю,

Песком машину нагружаю.

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

Елочку на праздник

Лодка с парусом

Лодка с парусом плывет,

Поставим в спальню мы кроватку

И спать на ней мы будем сладко.

А долго смотреть телевизор нельзя.

И без нее неуютен наш дом.

Самолет я в небе чистом увидал.

Жалко, что ни разу в нем я не летал.

Башню построим высокую мы.

Окна и бойницы в башне видны

Колодец глубокий, в колодце водица

В жару из колодца приятно напиться.

Сад забором оградили,

Чтоб деревья дольше жили.

Санки зимой с горок летят.

В санках ребята хохочут, визжат.

Самые распространенные стихи, песенки-потешки для самых маленьких детей:

Идет коза рогатая,

идет коза бодатая.

ножками топ топ,

глазками хлоп хлоп.

Кто каши не ест,

забодает, забодает, забодает!

Наши курочки в окно —

ко ко ко, ко ко ко.

Наши уточки сутра —

кря кря кря, кря кря кря.

Наши гуси у пруда —

га га га, га га га.

Гуси, гуси -га га га,

есть хотите? Да да да

Ну летите! Нет нет нет

серый волк под горой,

съесть нас хочет!

Ах ты радуга-дуга,

ты высока и туга!

Не дай дождичка,

дай нам ведрышко.

Чтобы деткам погулять,

чтоб теляткам поскакать,

Из-за леса, из-за гор

едет дедушка Егор:

жена на коровке,

дети на телятках,

внуки на козлятках.

Как у нашего соседа

весела была беседа:

тараканы — в барабаны.

Кошка на окошке

Курочка в сапожках

На улице две курицы

с петухом дерутся.

смотрят и смеются:

ха ха ха, ха ха ха,

как нам жалко петуха!

упал в яму, крикнул маму:

Как у нас-то козел,

что за умный был:

сам и по воду ходил,

сам и кашу варил,

деда с бабой кормил.

купили сыну валенки.

Наденем на ноженьки,

пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

новы валенки носить.

Стихи, используемые в программе школ развития ребенка:

Развивающие стихи с движениями для детей от года до трех

Мы капусту рубим, рубим, (машешь руками вверх-вниз, словно ножами. Ладони выпрямлены при этом)

Мы капусте режем, режем (руки выпрямлены в ладонях, изображаете движение ножа- вперед-назад)

Мы капусту солим, солим, (имитируешь соление- шевелишь пальцами в щепотке)

Мы капусту мнем, мнем,(сжимаем и разжимаем кулаки)

А морковку трем, трем.( трем ладони друг об друга )

Гуси песню распевали — гагага, гагага. (смыкаешь большой палец с остальными пальцами на руке- как бы изображаешь рот гуся)

Посидели (кулачки сжали и положили на коленочки)

Поклевали (пальцы щепоткой и стучим (тыкаем) ими по коленочкам)

Маму с Борей пощипали (щипаем ножки)-хахаха, хахаха.

Но от них мы убежали (пальчики бегут по ножкам).[

Выполняется это сидя. Не знаю, насколько ты поняла мое объяснение про гусей.

Ай, лады, лады. лады (хлопаем)

Не боимся мы воды (отрицательно мотаем головой)

Чисто умываемся (имитация умывания)

и маме улыбаемся (улыбаемся)

Прилетайте птички к нам, к нам, к нам (машем рукамитак как будто к себе зовем)

Зернышек для птичек дам, дам, дам (показываем раскрытые ладони — даем зернышки)

Клювиками птички клю-клю-клю (по ладошке пальцами другой руки стучим — типа сороки-белобоки, т.е. птички клюют)

Я смотрю на птичек и пою (руками делаем «фонарики»)

Дарики-дарики (хлопаем в ладоши)

Летели комарики (сложить пальцы рук в щепоть)

з-з-з, з-з-з — вились, кружились (обе руки совершают круговые движения)

в ручку (ножку, ушко, щечку, носик и т.д.) вцепились! Кусь! первые три строчки читаются медленно, полушепотом, а строчка: “в ушко вцепились!” — быстро, с азартом

Стенка, стенка (показываем щёчки)

Две ступеньки (показываем губки)

Потолок (показываем лоб)

Два окошка (показываем глазки)

Дзыыынь звонок! (нажимаем на носик)

Сели — встали, сели — встали, (садимся-встаем)

Ножками потопали, (топаем)

Каблучками постучали, (топаем пяточками)

А потом похлопали. (хлопаем в ладоши)

Ручки-ручки танцевали, (делаем ручками фонарики)

Покружились, покружились, (кружимся вокруг себя)

На крылечко приземлились! (Присели)

(прыгаем по комнате и машем ручками)

Всё летали, всё летали,

На дорожку прилетали,

(на 2-х последних строчках приседаем и

стучим пальчиками об пол)

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Правой ножкой топ, топ!

Левой ножкой топ, топ!

Ручки вверх, ручки вверх!

Кто поднимет выше всех?

(встаем на носочки и тянемся вверх)

Зарядка для малышей

мы ногами топ, топ

мы руками хлоп, хлоп

мы глазами миг, миг

мы плечами чик, чик

раз сюда, два сюда ( повороты туловища вправо и влево)

повернись вокруг себя

раз присели, два привстали

сели, встали, сели, встали

словно ванькой-встанькой стали

а потом пустились вскачь ( бег по кругу)

будто мой упругий мяч

раз, два, раз, два ( упражнение на восстановление дыхания)

вот и кончилась игра.

Зарядка: «Медвежата в чаще жили. «

медвежата в чаще жили

головой своей крутили

вот так, вот так, ( круговые движения головой)

головой своей крутили

медвежата мед искали

дружно дерево качали ( поднять руки вверх и делать

вот так, вот так, наклоны вправо и влево)

дружно дерево качали

а потом они ходили ( ходьба по медвежьи)

и из речки воду пили

вот так, вот так,

и из речки воду пили ( наклоны туловища вперед)

а потом они плясали ( пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

лапы выше поднимали ( прыжки, хлопая руками вверху)

вот так, вот так,

лапы выше поднимали

Зарядка для малышей «Волшебный самолёт»

Мы ручками похлопаем — Хлоп-хлоп-хлоп,

Мы ножками потопаем — Топ-топ-топ,

Мы руки все подняли

И дружно опустили.

И сели все в волшебный самолёт. (руки, согнутые в локтях, перед грудью)

Завели мотор — Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)

Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

Полетели. (можно сделать несколько кругов по комнате, а потом полететь умываться, кушать или заниматься любыми другими привычными для вас по утрам делами)

Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет

Одна из ручек (или рука взрослого) — веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены. Вторая ручка — паучок, который гуляет «по ветке».

Паучок ходил по ветке, («Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу)

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). )

Паучков на землю смыл. (Хлопаем ладонями по коленям)

Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит))

Паучок ползёт опять, («Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу)

А за ним ползут все детки, («Паучки» ползают по голове)

Чтобы погулять на ветке.

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть. Предложите детям «поиграть в рыбок». Ладони сомкнуты, чуть округлены.

Пять маленьких рыбок играли в реке, (Выполняем волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно))

И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!” (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)

Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко”. (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест))

А третья сказала: “Мне хочется спать!” (Ладони кладём под щёчку (рыбка спит). )

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями (дрожь). )

А пятая крикнула: “Здесь крокодил! (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот))

Плывите скорей, чтобы не проглотил!” (Прячем руки за спину, педагог старается их поймать)

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

Вот это — мой зонтик, я в дождь хожу с ним (Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик))

Пусть дождь барабанит — останусь сухим. («Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику))

А вот моя книжка, могу почитать, (Раскрываем ладони «книжечкой» (сомкнуты мизинцы))

Могу вам картиночки в ней показать. (Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы))

Вот это — мой мяч, очень ловкий, смешной (Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки )

Его я бросаю над головой. («Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки )

А вот мой котёнок, я глажу его, (Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка.)

Мяукает он для меня одного! (Побуждаем детей мяукать)

Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах Пальчиковые развивающие игры для малышей в стихах

Пальчиковые игры для детей в стихах

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

— Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

— Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать

Взять руку ребенка и пощекотать:

Здесь пень (запястье),

Здесь колода (локоть),

А здесь ключевая водица (подмышки).

Ивану Большаку – дрова рубить.

Ваське-Указке – воду носить.

Мишке Среднему – печку топить.

Гришке Сиротке – кашку варить.

Крошке Тимошке – песенки петь,

Песенки петь и плясать.

— Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит,

Никто больше не шумит.

— Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

— Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

А закрыл, опять забыл.

— Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» — ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» — ладони прижимаются друг к другу.

Этот пальчик – маленький,

Безымянный – кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

— На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

Четыре братца высоки да тонки,

Держатся вместе, а пятый в сторонке.

Но чуть за работу приходится браться,

Четверо кличут пятого братца.

— Ладонь расположена вертикально, указательный, средний, безымянный и мизинец прижаты друг к другу, большой палец смотрит в сторону. На последней строчке четыре сложенных вместе пальцев начинают сгибаться (звать к себе).

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

— На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнуть мизинцы, изображая балкон.

У печи, печи, печи

Испечем мы пироги.

— Ладошками имитировать движения лепки пирожков.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

— Ладони на себя, пальцы переплести между собой, выпрямить и направить на себя.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

— Правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Повторить левой ладонью.

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

— Ладони от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперёд. Локти слегка развести.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Скачет резвый табунок.

-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. ритмично сжимать и разжимать кулаки.

Вы скачите, пальчики, пальчики » скачут» по столу

Как солнечные зайчики. указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.

Прыгскок, прыгскок, Прискакали на лужок. пальчики «скачут» по столу.

Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет. — легкие движения кистями рук вправо влево

Вы не бойтесь ветра, зайки, погрозить пальчиком.

Веселитесь на лужайке. На последнюю помахать пальцами обеих рук

На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог? «замочком» впередназад

Мы замочком повертели, Повертеть «замочком»

Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли! Показать ладошки.

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

Зарядка для малышей «Бабочка» (после сна)

Утром бабочка проснулась

Раз — росой она умылась

Два — изящно покружилась

Три — нагнулась и присела

На четыре — улетела

Зарядка для малышей «Топ-топ»

Мы ногами топ, топ!

Мы руками хлоп, хлоп!

Мы глазами миг, миг!

Мы плечами чик, чик!

Зарядка для малышей «Ванька-встанька»

Раз сюда, два сюда ( повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя!

Раз присели, два привстали,

Сели, встали, сели, встали!

Словно ванькой-встанькой стали,

А потом пустились вскачь ( бег по кругу)

Будто мой упругий мяч!

Раз, два, раз, два ( упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Зарядка для малышей «Мишка»

Мишка лапки подними,

Мишка лапки опусти,

Мишка, Мишка покружись,

А потом земли коснись!

И животик свой потри

Раз, два, три — раз, два, три!

Хлоп! Раз, еще раз

Мы похлопаем сейчас.

А потом скорей-скорей

Пальчик о пальчик тук да тук,

Хлопай, хлопай, хлопай!

Пальчик о пальчик тук да тук,

Топай, топай, топай!

По дорожке мы шагаем

Топ-топ, ножки, топ!

И в ладоши ударяем.

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

В стороны, накрест,

Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)

Сделаем большой круг. («нарисовали» руками круг)

Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!

Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!

И вертим головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

И бегаем кругом.

Эй! Попрыгали на месте.(прыжки)

Эх! Руками машем вместе.(движение «ножницы» руками)

Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки. (нагнувшись,поднять голову как можн выше)

Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе.(дотронуться руками до пола)

Э-э-э! Какой же ты лентяй!(выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

Повертись на месте ловко. (покружиться)

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?(остановились, руки в стороны, приподняли плечи)

Завтра будет вновь урок!(руки на пояс, повернули туловище вправо, правую

руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)

И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)

Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)

И похлопайте немножко

Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.

На меня теперь смотрите (делаем любое движение)

Точно всё вы повторите.

А теперь покажем ножки

И потопаем немножко.

Покажи мне ручки, ножки,

Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)

На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (пытаются разъединить руки)

Постучали и открыли.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну а если надоест.

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

При работе с учащимися младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. У детей младшего школьного возраста кисти рук еще только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1-ом классе 7-10 минутами (В.М.Зубкова). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса – от 3 минут до 5 минут 20 секунд (Н.Н.Куинджи). В 4-ом классе беспрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут.

Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движениями кисти вверх-вниз, влево-вправо отвечают на вопросы.

— Птичка хочет есть?

Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».

— Птичка хочет пить?

Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да».

— Птичка хочет спать?

Движением кисти влево-вправо дети отвечают: «Нет».

— Птичка хочет играть?

Движением кисти влево-вправо дети отвечают: «Нет».

Учитель предлагает детям показать, как курочка клюёт зернышки.

Упражнение направлено на развитие свободного движения указательного пальца. Подушечки большого и среднего пальца прижаты друг к другу. Дети несколько раз поднимают средний палец вверх. Безымянный палец и мизинец прижаты к ладони. Учитель предлагает детям показать, как «у птички открывается клювик».

Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.

Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки.

Мишка, Снежинки, Зайчик

Все эти упражнения проводятся по одному принципу. Дети поочередно с разной силой надавливают на подушечку большого пальца остальными пальцами руки.

«Снежинки» — слегка касаясь.

Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движений рук.

— Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.

— Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.

— Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.

— Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.

Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.

— Как светит солнышко летом?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

— Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

— Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку.

Каждое упражнение повторяется несколько раз.

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывается и закрывается ладонь, дети имитируют движение волны.

Ребро, ладонь, кулак

Дети работают обеими руками одновременно. Поочередно на парту кладутся ребро ладони, открытая ладонь и кулак.

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

— Мы делили апельсин.

Дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч.

— Много нас, а он один.

Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки. — Эта долька – для ежа,

— Эта долька – для стрижа,

— Эта долька – для утят,

— Эта долька – для котят,

— Эта долька – для бобра.

Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу.

— А для волка… кожура.

— Он сердит на нас – беда!

— Разбегайтесь кто куда.

Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз.

Вышли Машки как-то раза

Поглядеть который час.

Дети при помощи пальцев изображают, как выходят мыши.

Раз, два, три, четыре.

Мыши дернули за гири.

Пальцы сжаты в кулак. Большой палец всегда прижат к ладони. Остальные пальцы поочередно разгибают на каждое слово. Затем снова возвращаются в исходное положение. Имитируется движение «дернули».

Тут раздался страшный звон.

Дети касаются руками головы, слегка покачивая ею.

Разбегайтесь, мышки, вон.

Перемещая пальчики по парт, дети изображают бег мышей.

И в цепочку собираем.

Подушечками пальцев дети поочередно касаются большого пальца. Затем на обеих руках из указательного и большого пальцев составляют колечко и сцепляют колечки так, чтобы получилась цепочка.

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается ёлочка.

Составление из пальцев овалов.

Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем – получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

И работать расхотели.

Дети отдельно массируют каждый пальчик той руки, которой пишут, приговаривая при этом слова.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Далее каждой строчке соответствует движение, о котором в ней говорится.

Тише, тише, не шумите.

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

В школу пальчикам пора!

Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.

Вышли пальчики гулять.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

Раз, два, три, четыре, пять.

Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.

Возвращаемся в исходное положение.

Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарил сам.

Этот пальчик сам все съел,

Оттого и потолстел.

Дети показывают, как они лепят снежки и бросают точно в цель.

Ваши пальцы все проснуться,

Ваши губы улыбнуться.

Даже ваши пальцы в танце.

И чего же тут скрывать,

Можно танец танцевать.

Дети показывают движения, соответствующие каждой строчке.

Учитель читает стихотворение, а дети показывают, что умеют делать их пальчики.

Нитку вдеть – для пальца

Но зато два пальца

Три в тетради нашей

Пишут хоть куда.

Десять поле пашут,

Где ладошки – тут? Тут.

Дети показывают открытые ладошки.

На ладошках – пруд? Пруд.

Хлопают в ладоши. Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.

Палец большой – гусь молодой.

Указательный палец – поймал.

Средний палец – пощипал.

Этот пальчик – печь топил.

Этот пальчик – суп варил.

Полетел гусь прямо в рот. Вот.

Дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала «поникли листочки» — опускают пальчики. Потом «веточки» — кисти, «ветви» — предплечья; «деревья уснули» — опускаются руки.

Дети крепко сжимают пальцы в кулачок. Считают до десяти. Легко приподнимают и роняют расслабленную кисть.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*