Основные методики раннего развития детей

Основные методики раннего развития детейТема раннего развития ребенка множество раз становилась предметом дискуссий среди педиатров, воспитателей, педагогов и психологов. Об этом пишут книги, снимают фильмы и телепередачи, устраивают семинары и конференции. Однако единого определения, объединяющего все характеристики данного понятия, до сих пор не существует. Также ученые во всем мире до сих пор спорят о том нужно ли вообще ребенку раннее развитие.

В общих чертах раннее развитие представляет собой процесс интенсивного развития способностей ребенка в возрасте от рождения до трех лет. Результатом такого развития считается то, что ребенок овладевает некоторыми навыками раньше, чем его сверстники, с которыми специально никто не занимался.

Не смотря на отсутствие точного определения, разработки в сфере раннего развития детей очень велики. На сегодняшний день существует множество методик, способных развить способности малышей в раннем возрасте. При чем, автор каждой из методик заявляет об уникальности собственного открытия, всячески подчеркивая ее достоинства. На основе отдельных из них создаются специализированные детские сады и школы.

Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные методики раннего развития ребенка.

Эта методика раннего развития детей стала одной из самых популярных среди современных родителей, психологов и педагогов. Автором ее стала всемирно известный итальянский педагог и ученый Мария Монтессори, которая была выделена ЮНЕСКО среди педагогов, определяющих направление педагогической мысли в 20-м веке.

Методика раннего развития Монтессори основывается на индивидуальном подходе к каждому ребенку, предоставляя ему право выбора вида занятий, учебного материала и времени проведения занятий.

По мнению автора, для гармоничного развития ребенку нужно максимально соприкасаться с окружающим его миром. Поэтому задача взрослых не рассказывать ему что можно, а что нельзя, а создать безопасную среду, в которой малыш сам выберет род деятельности. Для этого в комнате, где проходят занятия с ребенком, необходимо обустроить несколько зон с различным дидактическим материалом:

  1. Зона развития сенсорного восприятия, в которой необходимо разместить различные по мягкости, форме, цвету и текстуре предметы, которые малыш сможет потрогать и сравнить между собой.
  2. Зона развития математических способностей, в которой ребенок сможет познакомиться с цифрами и научиться считать.
  3. Зона развития мелкой моторики. Тут можно поместить различные конструкторы, пирамидки, шнуровки, игры с пуговицами, заклепками, молниями и так далее.
  4. Зона развития внимания. Здесь должны быть пособия, помогающие развивать внимание малыша.
  5. Зона обучения навыкам самообслуживания. Тут могут быть различные игрушечные утюги, пылесосы, наборы посуды и прочие материалы, вырабатывающие у ребенка навыки ухода за собой.

К сожалению, методика раннего развития Марии Монтессори слишком мало внимания уделяет развитию фантазии малыша. Об этом следует помнить тем, кто решит заниматься с малышом именно по этой системе.

Эта методика раннего развития детей разработана американским врачом нейро-физиологом Гленом Доманом и изначально использовалась для коррекционных занятий с детьми с задержкой умственного развития. Позже, заметив, что здоровые братья и сестры его пациентов также с удовольствием занимаются по этой системе и достигают феноменальных результатов, Доман адаптировал свою методику и к здоровым детям.

Методика раннего развития Глена Домана направлена на обучение чтению, математике, а также физическое развитие детей. По мнению автора, в первые 6 лет свой жизни человек получает значительно больше знаний, нежели за всю последующую жизнь. Именно поэтому начинать занятия с ребенком нужно уже в 3 – 6 месяцев. Для этого необходимо соблюдать несколько принципов:

  1. Обучение должно приносить пользу, как ребенку, так и взрослому.
  2. Прекратить занятие с малышом нужно раньше, чем этого захочет он сам.
  3. Обязательно нужно радоваться успехам своего ребенка, хвалить его.
  4. Требуется создать подходящую обстановку для обучения, в которой ничто не будет отвлекать малыша.
  5. Готовить дидактический материал нужно заранее и очень тщательно.

Основным дидактическим материалом для развития умственных способностей в системе Домана являются карточки с изображением растений, животных, предметов, букв и цифр.

Явным недостатком методики раннего развития Глена Домана можно назвать то, что она отнимает слишком много сил и времени у родителей на подготовку учебного материала.

Эта методика раннего развития детей была создана бельгийкой Сесиль Лупан, мамой трех дочерей. Суть ее, в принципе, мало отличается от методики Домана, на основе которой Лупан и построила свою систему воспитания и обучения. Разница состоит в том, что в данной методике отсутствует четкое расписание занятий, а воздействие направлено на внутренний мир ребенка.

Методика раннего развития Сесиль Лупан предписывает заниматься с ребенком только тогда, когда он этого хочет. Род занятий также определяется интересом ребенка. Передача знаний, в основном, происходит посредством игры и дополняется шутливыми стишками и песенками.

Основной отличительной чертой методики раннего развития Сесиль Лупан является мнение автора о том, что лучшим учителем для маленького ребенка может стать только его родитель.

Авторами этой методики раннего развития детей стала супружеская пара – родители и педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины.

Основной идеей методики раннего развития Никитиных является уверенность авторов в том, что каждый из нас с рождения имеет огромные возможности развивать свои способности в различных сферах деятельности. Однако очень важно вовремя реализовать эти способности, так как, если упустить время, потенциал в этой области может угаснуть. Задача родителей при этом помогать малышу, стимулируя его к дальнейшему развитию.

Авторы методики раннего развития Никитиных выделяют три основных принципа в развитии ребенка:

  1. Наряду с развитием умственных способностей, не стоит забывать и о физическом развитии. Важно приучать ребенка к занятиям спортом и закаливаниям.
  2. Необходимо предоставить детям свободу в выборе рода деятельности и продолжительности занятий.
  3. Обязательными являются заинтересованность и участие родителей во всех играх и занятиях.

Методика раннего развития Зайцева, направлена, в основном, на обучение чтению и развитие математических способностей ребенка. С помощью складовых и математических таблиц, кубиков со слогами и буквами дети быстро учатся читать, считать, разбивать слова на слоги, правильно ставить ударение, составлять предложения.

Помимо этого кубики имеют различный вес и выполнены из различных материалов, а также издают различные звуки, что улучшает процессы запоминания и благотворно влияет на сенсорное развитие детей.

Это лишь самые распространенные методики раннего развития детей. В мире существует огромное количество систем и методов воспитания и развития. Но родителям следует помнить, что в каждой из них есть как плюсы, так и минусы.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*