Как научить ребенка работать на компьютере?

Современные реалии таковы, что все раньше и раньше

современные дети получают доступ к компьютерам, мобильным телефонам и прочим

гаджетам. Не знаю, в каком возрасте ваш ребенок впервые добрался до компьютера,

но могу сказать, что моя трехлетняя дочь уже год как вполне уверенный

Отгонять ее от компьютера сразу было бесполезно. На все

аргументы у нее находились контраргументы. Если я говорила ей, что она еще

маленькая – ответом моментально было: «Я басяя!» Если я объясняла ей, что она

может сломать – получала обещание: «Я акуляка…» Аргумент вроде «Вредно!»

приводить не хотелось, потому что дочка прекрасно видела, сколько времени

провожу за компьютером я сама.

Поэтому единственным решением, устроившим нас обеих, стало

выделение 15-20 минут в день на работу за компьютером. Но именно на работу.

Никакого бесцельного «шатания» по Интернету я не разрешала и не разрешаю до сих

пор. Пришлось спешно разрабатывать «образовательную программу» по информатике

для ребенка 2-х лет.

И я стала учить ребенка работать за компьютером, начала

учить ее делать презентации в Power Point.

Цель была следующая: создать цикл презентаций о животных, насекомых, птицах и

рыбах. Я показала дочке, как создавать слайд. Диктовала ей по буквам название

животного. Она печатала. Какие-то буквы она знала, какие-то показывала ей на

клавиатуре я. Но с каждым разом незнакомых букв становилось все меньше.

Напечатав слово, она ждала, пока я скопирую его и вставлю в строку поисковика.

Поисковая система выдавала нам картинки. Дочка не спеша рассматривала их,

выбирала понравившуюся, мы копировали и вставляли фотографию в нашу

презентацию. На этом этапе за одно занятие мы успевали сделать не больше

двух-трех слайдов. Затем мы собирали всех членов семьи, присутствовавших дома,

и устраивали торжественный просмотр презентации. Дочка была очень довольна.

Каждый день мы работали над нашей презентацией.

Постепенно дочь становилась более и более уверенной. Вскоре

она уже сама могла скопировать слово и забить его в строку поиска, скопировать

картинки и вставить их в презентацию. И если сначала интерес был только

механический: пощелкать мышкой, скопировать, вставить, то уже месяца через два

дочка стала обращать внимание на расположение картинок и текста на слайде,

старалась, чтобы все было красиво.

Еще спустя месяц она научилась увеличивать и уменьшать

картинки, выделять текст жирным или курсивом, менять кегль и цвет шрифта. Время

занятий я не увеличивала, но так как она приобрела сноровку, то за 20 минут она

успевала добавить в свою презентацию слайдов 7, причем абсолютно

самостоятельно. Моя помощь заключалась в придумывании новых животных и диктовке

После каждого занятия мы продолжали устраивать просмотры,

так что всю добавленную информацию она усваивала и запоминала.

Через некоторое время она начала обращать внимание на

соотношение звуков и букв, выделять слоги, предпринимала попытки сама себе

диктовать. Так получилось, что интерес к компьютеру стал способствовать

развитию навыков – если не письма – то печатания.

Печатала она уже не одним пальчиком и не двумя, а старалась

задействовать все пальцы. И пусть скорость была не такая высокая – для трех лет,

я считаю, это громадным скачком в развитии.

Вот пока те успехи, которых мы добились с моей дочерью.

Итак, чем полезна дружба с компьютером.

1. Освоение азов компьютерной грамотности: как включить и

выключить компьютер, как создать новый файл, как сохранить его, как войти в

Интернет, как пользоваться поисковой системой, как работать с основными

программами, например такими, как PowerPoint на начальном уровне: умение создавать слайды, копировать и удалять информацию, делать подписи,

работать со шрифтом, грамотно располагать материал на слайде.

2. Умение печатать пусть и не с большой скоростью, но используя

все пальцы. Хорошая ориентация в пространстве клавиатуры. Знание функций таких

кнопок, как Escape, Enter, Delete, Backspace.

3. Визуальное запоминание некоторого количества постоянно

употребляемых слов и выделение их из текста (в педагогике такой метод обучения

чтению называется whole-word или

метод целого слова)

4. Расширение объема энциклопедических знаний. Знание не только

тех животных, которых полагается знать трехлетнему ребенку, но и таких как

снежный барс, косуля, суслик, лань и т.д. и т.п. В знаниях своей дочки я смогла

убедиться, когда мы отправились на ознакомительную экскурсию в музей им.

Дарвина, где она узнавала многих животных, про которых делала презентации.

Кроме расширения объема знаний —

формирование положительного отношения к природе, а значит и экологическое

мышление. Думаю, все согласятся, что в современной ситуации его особенно важно

развивать с самого юного возраста.

5. Развитие речи – помимо пополнения словарного запаса,

развитие монологической речи (рассказываем про животных, о которых есть

информация в презентации. О том, как еще развить детскую речь, читайте в статье Ларисы Ким «Развитие речи. Как научить ребенка ясно выражать свои мысли».

6. Ощущение собственной взрослости. Ощущение удовлетворения от

проделанной работы. Когда вся семья, а часто и гости, сидят на диване и смотрят

его презентацию, ребенок понимает, что он действительно что-то СОЗДАЛ, смог

ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ группу взрослых людей. Это способствует формированию адекватной

5 правил для мамы по организации компьютерных занятий для ребенка от 2-х лет.

1. Объясните ребенку, что за компьютером он работает. Не

позволяйте ребенку играть в компьютерные

игры, если вы не хотите через несколько лет получить заправского геймера. Зависимость

от компьютерных игр формируется легко, а избавиться от них – ой, как не просто.

2. Обозначьте ребенку цель его работы за компьютером и

результат, который он должен получить по окончании. Например, вы прочитали

рассказ «Акула». Найдите с ребенком фотографии акулы, сделайте презентацию о

жизни акул. Целью вашей работы будет получить информацию о жизни акул. А

результатом – полученные знания о жизни акул, обобщенные в презентации. Ребенку

же можно объяснить так: «Сегодня мы поищем фотографии акул, чтобы ты сразу

узнал их». По окончании работы над презентацией подведите с малышом итог: «Что

же мы узнали сегодня об акулах? Каких

акул мы с тобой нашли? Чем отличается китовая акула от касатки?

3. Обращайте внимание ребенка на то, что вы ищите справочную

информацию в Интернете. Делайте акцент на пользу работы в Интернете с целью

получения необходимой информации для учебы. Может быть, сейчас вам и кажется

это преждевременным, но то, к чему привыкнет ваш ребенок в раннем возрасте,

станет абсолютно естественным для него на всю жизнь. Не стоит развлекать

ребенка с помощью интернета.

4. Помните про здоровье ребенка. Занятие не должно длиться

более 20 минут. Даже если ребенок будет

вас упрашивать продолжить занятие, не стоит идти у него на поводу. Длительное

нахождение перед монитором не будет способствовать улучшению его зрения. Кроме

того, малышу будет полезно научиться делать какую-то работу в определенный

срок. Он научится мобилизовать свои силы, использовать по максимуму свои

возможности, не отвлекаться по пустякам.

Очень важно приучить ребенка не только работать на

компьютере, но и правильно сидеть за компьютером. Обычно дети садятся слишком

близко к монитору, висят на столе, горбятся. На первых порах вам будет нелегко: ребенок, поглощенный ранее недоступным занятием, будет злиться, что вы

отвлекаете его, исправляться и через две минуты садиться опять неправильно.

Старайтесь доброжелательно объяснять малышу, почему вы настаиваете на своем.

Расскажите ему, от чего портится зрение и как нужно сидеть, чтобы не испортить

позвоночник. Осознав целесообразность ваших требований, ребенок сам будет

следить за своей посадкой.

Я долго думала, когда

лучше организовать занятие за компьютером для малыша? Пробовала разные

варианты и сделала следующий вывод. Компьютерные занятия очень привлекательны

для ребенка. Поэтому используйте их, когда малыш раскапризничался, устал, но

отказывается идти спать. Если у вас нет таких проблем с ребенком, или они

крайне редки, я рекомендую вам заниматься перед дневным сном малыша, чтобы он как следует утомился и быстро

заснул. Впрочем, не забывайте ориентироваться на собственного ребенка: возможно,

в данный момент он не хочет заниматься. Если ваш ребенок настойчиво просит вас

начать занятия в момент, кажущийся вам неподходящим, подумайте, может быть стоит пойти малышу

навстречу? О том, как важно прислушиваться к ребенку и учитывать его мнение,

случае согласования времени занятий с малышом вы получите хороший результат.

Дорогие родители, как вы уже поняли, компьютер может стать

вам помощником в развитии ребенка, а может надолго затормозить это развитие. Используйте

возможности современных информационных технологий. Но не оставляйте ребенка с

ними один на один. Даже если ваш ребенок уже школьник. Даже если он опытный пользователь и в сто раз лучше вас

разбирается в ПК.

Создайте совместный проект. С ребенком школьного возраста

это может быть даже его собственный сайт. Помогите ему научиться использовать

компьютер в целях его развития: для учебы, работы, поиска информации,

Пусть компьютерные занятия станут еще одним поводом для

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*